vladivostok.jpg

СЕЗИК ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА (ЧУГУЕВКА)

Рейтинг:   / 41
ПлохоОтлично 

Сезик Лариса НиколаевнаРодилась и росла я здесь, в Приморском крае. После 8 класса, так сложились обстоятельства, я уехала в Томск, забрала меня тетя. Там я получила профессию, работала на хлебозаводе кондитером. Очень красивый город Томск, я влюблена в него до сих пор. Но сколько бы я ни находилась в Томске, у меня постоянно болела душа, хотелось домой в Приморский край. Я не знаю, как какая-то сила притяжения на меня действовала.

 

 

 

 

 

 И сейчас, ознакомившись с условиями конкурса, я подумала, ведь действительно, какая была и есть сила в Приморском крае, что из таких далеких мест ехали сюда люди, считай, через всю страну, через всю Россию шли. И куда? Да в никуда. Ведь земли были не паханы, вокруг сопки, тайга дремучая, ничего нет, все надо было начинать с нуля.

И мои предки приехали и пришли сюда в Приморский край. Считай, пришли через всю Россию из Украины и Белоруссии. Из белорусского города Гродно мой прадед Комысов Петр Игнатьевич и ехал, и шел вместе с женой в Приморский край. Куда они пришли, там ничего не было. И на месте нашего села ничего не было, кроме нескольких китайских фанз. Люди селились вокруг. Но еще село не было образовано. И до сих пор окрестности нашего села считаются как угодья: это и Шишовчина, и Веселков ключ, и Касьянников ключ. Очень много оставалось названий китайских.

Дед мой Комысов Иван Петрович родился уже здесь, в селе Сандагоу. А село образовалось в 1903 году и просуществовало до 1972 года, в связи с даманскими событиями потом переименовали его в Булыга-Фадеево. Сандагоу в переводе с китайского языка - Солнечная долина (из Википедии Третья долина), очень красивое солнечное село. Жили в нашем селе разные национальности, такие, как гольды, удэгейцы, а еще жители помнят, что жили японцы, но после 1947 года они были выселены. А я еще помню, жил у нас в селе такой человек - маленький кореец. У них была избушка тоже очень маленькая, мы еще ходили и удивлялись, как там люди жили, она была с земляным полом. Маленькая хатка, это как фанза, но мы, малыши, не знали такое название - «фанза».

Речка Эльдуга - это же все названия не русское: или китайское, или удэгейское. Мы не знаем очень много, у нас в речи в нашем обиходе очень много смешанных выражений и русских, и украинских, и белорусских, может, еще каких-то народностей. Как нам папка говорил: «Не ходите в лес, там вас амба съест». Амба - это же тигр. Какие-то слова употреблялись и китайские, и корейские.

Дед мой Комысов Иван Петрович в 1907 году родился в селе Сандагоу, жил до 30 года. Был комсомольцем, принимал участие в поднятии комсомола и в 30-е годы его отправили в Харьков в политическое училище. Он окончил харьковское училище, прожил там до 35-го года. Женился, и с женой, моей бабушкой, приехал назад с двумя детьми в Приморский край. То ли партия так посылала, опять же, может, это сила притяжения Приморского края. Здесь в 1941 году в Приморском крае у них родился еще сын. Потом дедушку постоянно еще посылали, как говорится, на прорыв.

Они жили еще в Самарке, как вспоминает моя тетя, жили в палатках и зимой и летом, палатки эти отапливали. Дед мой работал по политической части - был старший лейтенант дорожных войск. Партия посылала, и он ехал. И бабушка говорила, что он не был каким-то рвачом, а был партийным человеком. «Партия сказала надо, он ответил есть». Был удостоен награды, он участвовал в японской войне.

После войны его опять отправили, только уже на Кубань, в станицу Переправная. Они там жили некоторое время, потом переехали и жили в Кемерово, и уже в середине 50-х годов вернулись опять в Приморский край. Он жил в Лесозаводске, был председателем мясооткормочного колхоза - Комысов Иван Петрович. Умер он в 1964 году.

Я своих дедушек не помню. Один мой дедушка Шишов Семен Иванович погиб на фронте в 1943 году. Я еще папку спрашивала, помнит ли он своего отца? Он говорит, что очень скудные воспоминания о своем отце остались в памяти. Я, говорит, помню, что дедушка Шишов Семен Иванович работал в лесу на вахтах, как сейчас говорят, он заготавливал лес на лесозаготовках. Сейчас техника, а тогда на лошадях. Он пришел с леса, поставили стол, мать наварила картошки, и мы вокруг собрались, сели за стол. А он говорит: «Ну, сынки, больше я, наверное, вас и не увижу». Через некоторое время ушел на фронт и не вернулся. Без него уже родился младший брат отца.

А бабушка Александра, мы ее звали всегда баба Саня. Она в войну работала на переправе, сплавляла лес. Детей у них было 5 человек, мал-мала меньше. Я помню, как она рассказывала, что, мол, я пошла туда работать - очень тяжелая работа была, но там давали паек, чтобы детей поддерживать. В чайнике носила галушки, чтобы кормить ребятишек своих.

И дома-то было только то, что посадят в огороде, да что соберут, тем и питались, что выросло. Очень много добывали пропитания из леса. Отец мой рыбачил, я, говорит, всегда был с рыбой, хоть и маленький совсем был. Но потом, в более взрослом возрасте, отец занимался охотой, в наших местах было много охотников. Конечно, не сравнить те леса и сейчас, что осталось. Очень скудные сейчас леса. Я даже еще помню, какие были леса, идешь, а зайцы под огородом бегали. Сейчас этого ничего нет - благодаря нашим усилиям. Человек истребил весь лес, считай, все вырубил.

Я еще забыла сказать про прадеда своего - Петра Игнатьевича, я его совсем не знаю. Это тетя моя рассказывала, что как-то, вроде, зашел он на чужие угодья, и за это то ли китайцы, то ли хунхузы повесили его там, в лесу, убили. Нашли его спустя некоторое время. Они жили большими семьями и у каждого было свое угодье, чтобы пропитаться и как-то жить и детей кормить, но на чужих угодьях охотиться было нельзя.

Очень интересная была особенность у таежников. Охотники жили по своим, неписаным, законам. Жил дед Олесик, мы его Кулиничем звали, крупный дед такой, мы подходили к нему, и мне казалось, что он на медведя был похож, руки большие такие… Я помню, как папка наш, их поколение спрашивали у него: «Дядька, можно уже в лес идти?». – «Нет, хлопцы, шишка еще не красная». Это корень тантайза, по-нашему корень женьшеня. Опять же, названий сколько непонятных, не русских, таких как: тантайза, сепие, упие. А когда они находили корень, обязательно нужно было крикнуть слово «панчо», и чтобы красные ягоды обязательно на растении были. И выкапывая корень, должны были посеять эти красные ягоды обратно в землю. Всегда о будущем думали, в отличие от нас. Это мы сейчас думаем: «После нас хоть потоп».

Очень много женщины вышивали. Когда находили время? Непонятно. Большое количество вышивок было, когда смотришь фотографии прошлых лет, такие красивые подзоры на кроватях, были очень красивые узоры вышиты. Постоянно к праздникам наряжали свой дом. Бабушка рассказывает, ходили в церковь, после службы приходили, и чтобы все в доме было наряжено, все вышито, сами рубахи на них вышитые. Это было в их выходные и праздничные дни. А в будни постоянно работали, все время пахали, сеяли, растили детей. Ведь, детей в каждой семье было помногу.

Этим и писали они свою историю в Приморском крае, когда приехали и пришли сюда. Жить, работать, рожать детей, воспитывать - это и есть предназначение человека. Чтобы делать нашу землю лучше, а не уничтожать.

 

ГКУК "ПКБС"