ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
- Подробности
- Опубликовано 11.11.2011 15:19
1. Общие положения
Настоящие правила пользования библиотекой – это документ, регламентирующий взаимоотношения между пользователем (читателем) и Приморской краевой библиотекой для слепых, разработанной в соответствии с федеральным законом «О библиотечном деле», Гражданским кодексом Российской Федерации и Уставом библиотеки. Юридически «Правила» представляют из себя договор, который принимается пользователем (читателем) не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (Статья 428 ч.1 ГК РФ). Правила пользования библиотекой адресованы пользователю (читателю) и призваны помочь ему лучше ориентироваться в работе библиотеки, в частности в условиях записи в библиотеки и выдачи документов, а также в правилах общения в библиотеке.
Приморская краевая библиотека для слепых – это государственная специализированная общедоступная библиотека, которая является специальным информационным, образовательным, культурным центром для особых групп пользователей (слепых и слабовидящих, инвалидов других категорий). ПКБС – центральная библиотека по обслуживанию инвалидов в Приморском крае (Статья 22 п.4 Закона «О библиотеках и библиотечном деле в Приморском крае»).
2. Правила пользователей (читателей) библиотеки
Пользователями (читателями) библиотеки для слепых могут быть:
- слепые и слабовидящие граждане (взрослые и дети), им предоставляется право бесплатного пользования фондами книг в специальных форматах для слепых и другими видами документов, в читальном зале, на абонементах, в том числе надомном и заочном, в филиалах, пунктах выдачи и по МБА;
- граждане, нуждающиеся в книгах специальных форматов в связи с заболеванием, препятствующим чтению плоскопечатного текста; им предоставляется право бесплатного пользования фондами книг в специальных форматах для слепых в читальном зале, на абонементах, в том числе надомном и заочном, в филиалах, пунктах выдачи и по МБА;
- граждане-инвалиды других категорий, им предоставляется право бесплатного пользования фондами плоскопечатных книг и периодических изданий, в том числе по проблемам инвалидности, в читальном зале, на абонементе, в филиалах, пунктах выдачи;
- престарелые граждане, проживающие в микрорайоне библиотеки, им предоставляется право бесплатного пользования фондами плоскопечатных книг и периодических изданий в читальном зале, на абонементе, в филиалах, пунктах выдачи;
- граждане, занимающиеся проблемами реабилитации инвалидов, им предоставляется право бесплатного пользования книгами по проблемам инвалидности в читальном зале, на абонементе, в филиалах, пунктах выдачи;
- члены семей пользователей (читателей) - инвалидов, им предоставляется право бесплатного пользования фондами плоскопечатных книг и периодических изданий в читальном зале, на абонементе, в филиалах, пунктах выдачи при условии обязательного обслуживания слепых и слабовидящих членов этих семей;
- юридические лица, они обслуживаются на договорной основе.
Все пользователи библиотеки имеют право получать бесплатно:
- информацию о наличии в фонде конкретного документа;
- полную информацию о составе фонда через систему каталогов, другие формы библиотечного информирования;
- консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- во временное пользование в читальном зале любой документ из фонда библиотеки;
- во временное пользование на абонементах документы из их фондов.
Пользователи (читатели) библиотеки имеют право:
- принимать участие во всех мероприятиях библиотеки;
- избирать и быть избранным в общественные советы при библиотеке;
- пользоваться платными услугами библиотеки согласно Положению;
- обжаловать в суде действия должностных лиц библиотеки, ущемляющие их права.
Слепые и слабовидящие пользователи (читатели), а также пользователи (читатели), нуждающиеся в книгах специальных форматов в связи с заболеванием, препятствующим чтению плоскопечатного текста, имеют право на специальные услуги:
- бесплатное чтение не менее трех часов в неделю с библиотекарем-чтецом плоскопечатных профессиональных и учебных книг в порядке очередности, устанавливаемой библиотекой;
- бесплатное пользование услугами надомного абонемента читателями с дополнительной инвалидностью и одинокими престарелым читателям;
- бесплатная пересылка читателям заочного абонемента "говорящих", рельефно-точечных книг и рельефно-графических пособий согласно действующим Почтовым правилам;
- услуги культурно-реабилитационного центра согласно Положению и настоящим Правилам;
- услуги проката тифломагнитофонов согласно Положению;
- репродуцирование учебных и профессиональных материалов в специальные форматы для слепых согласно Положению.
3. Ответственность пользователей
Читатель обязан:
- Бережно относиться к документам из фонда библиотеки:
- не делать в плоскопечатных, крупношрифтовых, рельефно-точечных книгах никаких заметок, пометок, не вырывать и не загибать страниц;
- соблюдать правила пользования "говорящей" книгой;
- обнаружив какой-либо дефект "говорящей" книги, сообщить о нем библиотекарю при возврате книги, не пытаться самому устранить дефект;
- не выносить из помещения библиотеки (отдела), если документ не записан в формуляре;
- возвращать в установленные сроки;
- не нарушать расстановку фонда, не вынимать карточки из каталогов и картотек.
- Бережно относиться к имуществу библиотеки.
- Соблюдать условия договора о выдаче на прокат тифломагнитофона.
- Соблюдать общепринятые для общественных мест правила поведения.
- При нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой сроком на 1 месяц после первого замечания, на 2 месяца - после двух замечаний (основанием служит запись в формуляре).
- Читатели, нарушившие Правила и причинившие ущерб библиотеке, компенсируют его согласно ст.336, 337, 339, 144, 147 ГК РФ в следующем порядке:
при утере или порче документа из фонда библиотеки обязаны:
а) заменить плоскопечатные, рельефно-точечные и крупношрифтовые документы соответственно такими же или признанными библиотекой равноценными, в том числе копиями утраченных документов;
б) заменить утерянные или испорченные кассеты "говорящих" книг новыми кассетами для восстановления или создания копии документа;
в) при невозможности замены - возместить их стоимость в размере, определенном оценочной комиссией библиотеки.
7. 3а утрату документов из фонда библиотеки и тифломагнитофонов из прокатного фонда, причинение им невосполнимого ущерба и нарушение сроков возврата несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители, опекуны, попечители, учебные заведения, воспитательные и лечебные учреждения, под наблюдением которых они находятся.
8. При утрате пользователем документа или причинившего невосполнимый ущерб и отказавшегося добровольно возместить библиотеке убытки, библиотека имеет право обратиться в суд и требовать с пользователя возмещения убытков в установленном порядке.
9. 3а постоянное нарушение Правил, библиотека может расторгнуть договор об обслуживании на основании докладной записки библиотекаря (оформляется распоряжением директора библиотеки).
10.Материалы о нарушении пользователем настоящих Правил могут передаваться в первичные организации ВОС.
4. Права библиотеки.
Библиотека имеет право:
- Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе.
- Принимать по согласованию с учредителем "Правила пользования библиотекой".
- Разрабатывать и принимать Положения о порядке предоставлении отдельных видов услуг.
- 0пределять в соответствии с Правилами виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного библиотеке.
- Осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения услуг, предоставляемых пользователям, и социально-творческого развития библиотеки.
- Определять условия использования библиотечного фонда.
- Изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов и действующими нормативно-правовыми актами.
- Самостоятельно определять источники комплектования своих фондов.
- 0пределять степень ценности документов и устанавливать размер и порядок компенсации за нанесенный ущерб по ценам, действующим в современных условиях.
- Обращаться в суд с целью обжалования противоправных действий пользователей.
- Совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.
5. Обязанности библиотеки.
Библиотека обязана:
- Принимать меры по привлечению читателей в библиотеку. Содействовать доведению книги до каждого инвалида по зрению.
- Создать условия для осуществления права пользователей на свободный доступ к информации и документам из фондов библиотеки.
- Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей.
- Осуществлять библиотечно-библиографическое и информационное обеспечение основных групп читателей.
- Обеспечивать культуру обслуживания читателей, оказывать им помощь в выборе книг.
- В случае отсутствия в фонде необходимых читателям документов запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.
- Обеспечивать слепых и слабовидящих читателей специальными услугами, согласно установленному порядку.
- Вести учет и хранение находящихся в фондах библиотеки документов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их рациональное использование.
- Обеспечивать сохранность документов.
- Сотрудник библиотеки обязан при выдаче документов предупредить читателя об имеющихся дефектах, сделать соответствующие пометки на книжном формуляре.
- При приеме книг от пользователя проверить комплектность документа в присутствии пользователя.
- Сотрудник библиотеки обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям документов.
- Библиотека по требованию пользователей обязана предоставлять им информацию о своей деятельности, в том числе по формированию и использованию фондов.
6. Порядок записи пользователей в библиотеку.
- Для записи в библиотеку посетитель предъявляет паспорт или документ, удостоверяющий его личность, и сообщает сведения, необходимые для оформления читательского формуляра. Инвалиды предъявляют пенсионное удостоверение или справку ВТЭК.
- Запись в библиотеку слепых и слабовидящих читателей осуществляется на основании "Заявления-обязательства" (см. Приложение №1), заверенного предприятием, учреждением, общественной организацией (ВОС и т.п.).
- Дети до 16 лет записываются в библиотеку на основании документов и поручительств родителей или лиц, под опекой которых они состоят.
- Запись в читальный зал производится без заполнения "Заявления- обязательства" и предъявления документа.
- Основным документом, регистрирующим запись и пользование библиотекой, является читательский формуляр.
- Читатель сообщает в библиотеку об изменении сведений, занесенных в формуляр, в течение месяца.
7. Правила пользования абонементом.
- Абонемент - структурное подразделение библиотеки, которое производит выдачу документов для пользования вне библиотеки на определенный срок и на определенных условиях в соответствии с действующими Правилами.
- Основные группы читателей библиотеки имеют право бесплатного пользования абонементом.
- Пользователь может получить единовременно на дом не более 5-ти экземпляров документов на срок до одного месяца.
- Читатель может продлить срок использования документа, если на него нет спроса со стороны других пользователей, но не более 2-х раз.
- Библиотекарь следит за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов. Через 30 дней по истечении срока возврата документа библиотекарь напоминает пользователю (письменно или по телефону) о необходимости возврата книг и других документов. За превышение сроков пользования библиотека вправе применить следующий порядок ограничения пользования ее документами: лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок.
- Зрячие пользователи обязаны расписаться за каждый полученный на абонементе экземпляр. При возврате документов в библиотеку роспись читателя в его присутствии погашается подписью библиотекаря. Читатели-инвалиды по зрению и дети дошкольного и младшего школьного возраста не расписываются. Библиотекарь записывает фамилию читателя в книжный формуляр.
- Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими даты и факты выдачи читателю изданий и материалов и приема их библиотечным работником.
8. Правила пользования читальным залом.
- Читальный зал - часть отдела обслуживания библиотеки с помещением для чтения, в том числе громкого.
- Читальный зал обслуживает всех желающих.
- Число документов, выдаваемых в читальном зале, не ограничивается, однако, единовременно пользователю может быть выдано не более 5-ти экземпляров.
- Документы из читального зала на дом не выдаются.
9. Правила пользования заочным абонементом.
- Заочный абонемент - часть отдела внестационарного обслуживания библиотеки, обслуживающая пользователей, проживающих в населенных пунктах, удаленных от стационарной библиотеки, библиотек-филиалов и библиотечных пунктов.
- Запись читателей производится в общем порядке. Читателю заочного абонемента документы высылаются сроком на один месяц, не считая времени, затраченного на пересылку, в количестве не более 5 экземпляров документов.
- Пересылка книг специальных форматов для читателей-инвалидов по зрению производится согласно действующим Правилам оказания услуг почтовой связи секограммой простой (заказной) бесплатно.
- Оформление выдачи книг в читательском формуляре производится так же, как и при выдаче книг на абонементе.
- Информирование читателей о составе библиотечных фондов ведется с помощью печатных каталогов, библиографических указателей, тематических списков, списков новых поступлений и т.п.
10. Правила пользования надомным абонементом.
- Надомный абонемент - часть отдела обслуживания. Право обслуживания на дому имеют пользователи-инвалиды по зрению, имеющие дополнительную инвалидность, или одинокие престарелые.
- Обмен книг производится по согласованию с читателем не реже одного раза в квартал.
- Книги на дом доставляются транспортом библиотеки. При посещении читателей библиотекарь вместе с книгами берет с собой формуляры, оформляет в них выдачу и возврат книг.
- Для выбора книг читателю предоставляется возможность ознакомиться с печатными каталогами, библиографическими указателями, списками новых поступлений.
11. Правила пользования компьютерным центром
- Компьютерный центр - структурное подразделение библиотеки, действующее на основании Положения.
- Компьютерный центр предоставляет свободный доступ к ресурсам Интернет целевым группам пользователей библиотеки, обучает слепых и слабовидящих пользователей, членов их семей, инвалидов всех категорий работе на компьютере с помощью адаптивных технологий.
- Цель центра - профессиональное оказание информационных услуг по обучению, поиску и обработке информации и предоставлению этой информации в удобной для пользователя форме.
- Центр работает для читателей с 9.00 до 17.00; суббота, воскресенье - выходной день; среда - методический день.
- Общая продолжительность работы на компьютере должна быть не более 1 ч, включая перерыв не менее 10 минут.
- При работе за компьютером пользователь обязан соблюдать правила техники безопасности.
- Пользователю не разрешается устанавливать без разрешения никаких программных продуктов, игр на компьютер.